Формирование жизнеустойчивых позиций у подростков

Всероссийский Детский телефон доверия (бесплатно, круглосуточно)

8-800-2000-122


Поведенческие симптомы наличия кризисного состояния у подростка:

  • Депрессивная симптоматика (ухудшение сна, аппетита; вялость, апатия; потеря интереса к занятиям, раньше доставлявшим удовольствие; нехарактерное снижение активности);
  • резкое снижение успеваемости;
  • ухудшение поведения в школе, нарушение дисциплины, пропуски занятий, прогулы;
  • увеличение потребления (или начало потребления) табака, алкоголя или наркотиков;
  • высказывания о нежелании жить, прямые или косвенные: «Скоро это все закончится», «Хорошо бы заснуть и не проснуться» ит.п.
  • заинтересованность темой смерти;
  • подготовка к совершению попытки (сбор таблеток, изучение информации о способах самоубийства);
  • символическое прощание с ближайшим окружением (раздача личных вещей);
  • сообщение друзьям о принятии решения о самоубийстве;
  • другие резкие изменения в поведении.

Памятка для педагогов:

Основные принципы разговора с человеком, находящимся в кризисном состоянии

  • Постараться нормализовать собственное эмоциональное состояние: исключить у себя панику и другие осложняющие реакции.
  • Уделять все внимание собеседнику, смотреть прямо на него, расположившись удобно, без напряжения напротив него (не через стол).
  • Вести беседу так, будто вы обладаете неограниченным запасом времени и важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет. В процессе беседы целесообразно не вести никаких записей, не посматривать на часы, не выполнять какие-либо «попутные» дела.
  • Учитывать, что нотации, уговаривания, менторский тон речи неэффективны и вредны (это лишь убедит подростка, что взрослый, который с ним разговаривает,’его не понимает).
  • .Нельзя приглашать на беседу подростка через третьих лиц (лучше сначала встретиться как бы невзначай, обратиться с какой-либо несложной просьбой или поручением, чтобы был повод для встречи). При выборе места беседы главное, чтобы не было посторонних лиц (никто не должен прерывать разговор, сколько бы он ни продолжался).
  • Дать возможность собеседнику высказаться, не перебивая его, и говорить только тогда, когда перестанет говорить он.

Депрессия простыми словами

Службы помощи в кризисных ситуациях